Владислав Никитенко, Vladislav N. Nikitenko 饿道™ (vlad_hunrider) wrote,
Владислав Никитенко, Vladislav N. Nikitenko 饿道™
vlad_hunrider

Categories:

Почаев. Свято-Успенская Почаевская Лавра


Почаевская Лавра, вид с горы, отстоящей от нее на полкилометра

       Удивительный городок. Интересно, что Почаев за свою многовековую историю, а он ведет свою родословную по меньшей мере с 1450 года никогда не был городом. Статус города он получил в советские времена, в 1978 году, благодаря существованию в нем Свято-Успенской Почаевской Лавры. Советская власть чуть-чуть, но решила дать слабины верующим.

       Вообще считается, что монастырь появился здесь после разорения Киева ханом Батыем в 1240 году, когда монахи, бежавшие из киевских пещер облюбовали одиноко стоящую гору господствующую над окружающей местностью на 75 метров. В том же году монахам явилась Пресвятая Богородица, ступившая на землю и в месте этого шага отпечаталась ее ступня, а из земли забил родник. Отпечаток стопы Богородицы сохраняется теперь в специальной раке, рака сокрыта в ящике побольше, но каждый верующий может приложиться к образу отпечатка стопы Богородицы.
       Греческий митрополит Неофит гостил в имении основательницы православного монастыря, которой принадлежало село Почаев и окрестные земли, Анны Гойской и подарил ей икону Пресвятой Богородицы. Утверждается, и мы спорить не станем, что в 1597 году эта икона исцелила слепорожденного родного брата Анны Гойской икона почитается чудотворною и передается владелицей в дар монастырю вместе с землями, который он занимает и окрестностями. Теперь икона Почаевской Божьей Матери является самой почитаемой в Украине. Ее можно увидеть в главном соборе лавры – Успенском и укреплена над царскими вратами на высоте метра в четыре, так что верующие могут ее созерцать, но приложиться к ней не могут, что видимо не так критично, так как списков с нее предостаточно. Она обрамлена в драгоценный звездообразный восьмиугольный киот и ее уменьшенными, но прекрасно выполненными копиями успешно торгуют перед стенами лавры. Как я узнал, основными покупателями являются многочисленные церкви Украины. Считается что именно благодаря заступничеству Почаевской Божьей Матери турки в 1675 году во время трехдневной осады стен лавры так и не смогли вступить внуть.
       Это две основные святыни Почаевской Лавры, и мне удалось их заснять, так как местный батюшка, не из самых старших, узнав, что я аж из Благовещенска, дал мне благословение на съемку. Третьей святыней являются нетленные мощи столетнего игумена Иова Почаевского, известного также по прозвищу Железо. После эксгумации его тела через восемь лет после смерти оказалось, что его тело не истлело, и оно было помещено в серебряную раку и хранится теперь в Пещерной церкви. Случилось это в 1659 году. В 1721 году монастырь переходит под управление греко-католическим орденом Василия Великого. А греко-католики это те же православные, только принявшие унию об объединении Церкви Восточного и Западного обряда. Именно благодаря греко-католикам Почаевская Лавра теперь настолько радует глаз. Ведь именно ими построен главный Свято-Успенский собор (1771-1780 года постройки, архитектор Гофман), в котором и сохраняется образ Почаевской Божьей Матери, они же и в те же года построили келии, а в 1825 году – архиерейский дом.
       Интересно, что еще одна святыня лавры появилась совсем недавно – в 2002 году, в той же пещерной церкви сохраняются нетленные мощи старца-схиигумена Амфилохия Почаевского, почившего 1 января 1971 года и претерпевшего в советские времена невообразимые страдания. Считается, что именно благодаря ему осенью 1962 года советской власти не удалось закрыть Свято-Успенский Собор.
       В 1831 году благодаря русскому царю Лавра «вернулась» в лоно православия, естественно, не случись русского царя, Почаевская Лавра была бы сейчас главнейшей святыней униатов. Надобно отметить, что с 1795 года, когда эти земли были присоединены к России, наши самодержцы терпимо относились к униатам и позволяли им не только отправлять службы, но и вести просветительскую работу – монастырь сохранял работающую типографию. Православное духовенство неоднократно просило «вернуть» монастырь им, но Александр I неизменно отвечал отказом, но в 1831 году то ли верно, то ли, что скорее наговорами, монастырь был обвинен в потворствовании восстания за независимость Польши и Николай I отписал монастырь РПЦ. Так что справедливости ради стоит отметить, что если Киевский Патриархат УПЦ не имеет никаких моральных прав на эту святыню, то украинские греко-католики вполне имеют все права. Впрочем, они очень миролюбивы, да и вообще время громких шараханий из Патриархата в Патриархат похоже на время прекратились, но вот растущее недовольство, которое в Украине от лобзаний в десны Путина и Януковича наблюдается повсеместно, вполне может спровоцировать новый всплеск эмоций на христианском театре военных действий.
       Ну да мы отвлеклись, после возвращения Почаева в лоно Православия здесь строится надвратный корпус (1835 год), 64-метровая колокольня и Троицкий Собор (1906-1912 год). Кстати, последний, если не знать его истории, кажется самым старым сооружением Лавры, так как он построен, как точная, но увеличенная копия Троицкого собора в Сергиев-Посаде в традициях русской православной архитектуры XV века. Замечательно, что архитектором собора стал академик Алексей Щусев, известный строительством не только ряда культовых сооружений и Казанского Вокзала в Москве, но и уродующего Красную Площадь, всю Москву и Россию мавзолея с «нетленными мощами» вождя мирового пролетариата.
       Надобно отметить, что Почаевская Лавра создает ощущение грамотно устроенного предприятия с замечательным менеджментом. Здесь есть и свой сайт http://www.pochaev.org.ua, дающий, между прочим неплохую информацию и кучу всяческих возможностей для желающих потратить деньги. И тем не менее, у меня, разочаровавшемся было в православных монастырях московского патриархата в Украине, ровным счетом ничего не вызвало неприятия.
       P.S. Почаев со своими 8-ю тысячами официальными жителями весьма наводнен достопримечательностями, так что придется к нему вернуться.







Общие виды Почаевской лавры

















Успенский собор внутри и снаружи - "дар" греко-католиков

Стопа Богородицы

Главная святыня Украины - Икона Почаевской Богоматери над царскими вратами

А это ее искуссно выполненная копия за 3300 гривен. Это не пластик - лики написаны маслом, оклад - липа, покрытая сусальным золотом

Пещерная церковь

Архиеерейский дом

Келии













Подлинная жемчужина - Троицкий собор во всей красе

Tags: castle, temple, Україна - Тернопільська, православные
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments